На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

"ТВОЙ АВТОДОМ"

3 203 подписчика

Песни про автомобили. Что они могут рассказать о нашей жизни и об истории России?

«Я вам не скажу за всю Одессу...», – поётся в одной знаменитой песне. Вот и я не скажу вам за всю историю России, а ограничусь полувековым отрезком, который начинается с появления в нашей жизни автомобилей.

Резкий поворот и косогор...

Чтобы не пришлось любимой плакать,

Крепче за баранку держись, шофёр!

Впервые «Песенка шофёра» прозвучала с экранов телевизоров в 1961 году (тогда и телевизоры-то были далеко не в каждой семье, не то что автомобили). Это было время, когда руль назывался «баранкой», а в трудовых книжках писалось не водитель, а «шофёр». Стать шофёром грузовика мечтал едва ли не каждый второй советский мальчишка. О личном автомобиле если и мечтали, то единицы.

Скажем, первый «Москвич» был выпущен ещё в 1956 году, но большинство граждан не придало этому событию никакого значения – так оно было далеко от реальной жизни. В 1967-м была запущена в серию модель «Москвич-412», получившая относительную известность и даже вошедшая в анекдоты. Больше того, Эдуард Хиль исполнил гимн «Москвичу»:

А встречный, встречный ветер – нипочём!

Как песню, трассу новую начнём.

Мне нравится рабочий твой характер –

Не зря тебя назвали «Москвичом»!

И дальше:

На свете жить нелепо без труда,

Сегодня и машиной быть непросто…

Может, машиной тогда было быть и непросто, но намного сложнее было её приобрести. Даже тем, кто много и тяжело трудился. Ведь «Москвичей» выпускалось ничтожно мало.

В 1970 году советские газеты сообщили народу долгожданную весть: «С конвейера Волжского автозавода сошли первые малолитражки».

Автомобиль получил торговое наименование «Жигули». Понятно, что это не первый легковой автомобиль отечественного разлива. «Москвич», «Волга» и тем более «Победа» намного опередили своего «собрата». Но именно «Жигули» получили неофициальное звание народного автомобиля и стали выпускаться довольно большими, по тем временам, партиями.

И всё же, несмотря на расширение автопроизводства, автомобили были доступны весьма немногим, поэтому приобретение машины – даже подержанной – для среднестатистической семьи являлось событием чуть ли не космической важности. Молодая певица Алла Пугачёва так и заявляла с эстрады:

В доме волнение, шум, удивление,

Это не сказка, а быль.

Где-то за городом, очень недорого,

Папа купил автомобиль.

С треснутой фарою, с дверцами старыми,

Века прошедшего стиль,

Где-то за городом, очень недорого,

Папа купил автомобиль.

Что и говорить – владельцам автомобилей завидовали. В определённых кругах считалось, что честным трудом заработать на «железного коня» невозможно. Поэтому на обладателя личного авто зачастую «нехорошо» косились.

Мог ли Владимир Высоцкий обойти стороной эту тему в своём творчестве? Конечно, нет! Появилась «Песня автоненавистника»:

Он мне не друг и не родственник,

Он мне – заклятый враг, -

Очкастый частный собственник

В зеленых, серых, белых «Жигулях»!

Между тем «частных собственников» можно было бы и пожалеть – гаражи имели единицы, а остальные жили в вечном страхе, что машину угонят. Поэтому песня Юрия Лозы многим была близка и понятна:

Месяц ночами дежурит семья,

Все «Жигули» стережем.

Бабушка стала сама не своя,

А дедушка дрыхнет с ружьем.

Папа поставил медвежий капкан,

Но это не помогло –

Кто-то оставил в нем грязный стакан

И снял лобовое стекло.

Но вот на смену дорогим сердцу «копейкам» и выпускаемым на экспорт «Ладам», пришло новое поколение «Жигулей». В 80-х иметь «девятку» считалось невиданным шиком, что не замедлила отразить в своём репертуаре группа «Комбинация»:

Твоя вишнёвая девятка

Меня совсем с ума свела,

Твоя вишнёвая «девятка»

Покой мой напрочь отняла.

Или ещё вот это, исполненное Ириной Аллегровой:

Если спросят меня, где взяла

Я такого мальчишку сладкого,

Я отвечу, что угнала,

Как чужую машину «девятку» я!

В 1985 году появилась песня «Автомобили», которую исполняли «Весёлые ребята». Песня получилась поистине хрестоматийной, характеризующей ряд аспектов тогдашней жизни. Судите сами:

Наверно, скоро мы ходить разучимся –

Уже привычка ездить в нас живет.

Пройти пешком всего два шага мучимся,

Сто километров на авто – не в счет. Ага! Коли автор текста пишет о том, что «привычка ездить в нас уже живёт», значит, автовладельцев в ту пору в нашей стране заметно прибавилось. То есть авто стали более доступными. Читаем дальше:

Мотора рев для нас звучит, как музыка;

Как аромат вдыхаем мы бензин.

Что нужно нам? Шоссе полоска узкая,

Да запчастей заветный магазин.

Всё ясно. 30 лет назад дороги в стране оставались по-прежнему узкими и дефицит всё ещё был нормой жизни, ведь не зря же магазин автозапчастей назван «заветным».

Для нас автомобили были созданы.

Но вот пришли иные времена.

И день и ночь мы под машиной ползаем –

Мы служим ей, чтоб ездила она.

Ну, что тут скажешь? И ребёнок поймёт, что в 80-х годах с автосервисами в стране была просто беда. Иначе, зачем бы владельцам машин то и дело ползать под ними? А теперь самое интересное. Помните припев этой песни?

Автомобили, автомобили

Буквально все заполонили –

Там, где вековая лежала пыль,

Свой след оставил автомобиль.

Это о чём? Неужели о «пробках»? Ха! Ну, к «пробкам» мы ещё вернёмся. А пока вспомним пару песен из постсоветской автомобильной истории.

Итак, на дворе 1993 год. Из уличных киосков то и дела раздаётся: «Моя «Тойота» словно птица». Это Александр Айвазов поёт о счастье иметь «крутую тачку».

Я увидал Китай и Непал,

Город Нагасаки я увидал.

И там зашёл в один большой зал,

Кто-то по-японски что-то мне сказал.

 

Стояла ты, сверкая как маяк,

Прекрасная «Тойота» моя,

И я в долги залез, и я купил тебя…

Тогда, в 90-х, в Россию хлынули потоки импортных автомобилей. Чтобы приобрести машину иностранного производства, многие действительно залезали в астрономические долги, однако среди владельцев первых иномарок было и немало граждан, наживших капитал не самыми законными способами. Это про них пел небезызвестный Серёга:

…Ведь у меня есть чёрный бумер, бумер заводной.

Садись смелей, девчонка, покатаемся с тобой.

А потом наступило то, что так точно описал Сергей Трофимов в своей песне «Город в пробках»:

«Бентли», «Жигули», «Тойоты»,

Как промасленные шпроты,

Жмутся в тесноте бетонных трасс…

В общем, «Весёлым ребятам» в 1985 году такое и не снилось:

Город встал, движенье сдохло.

Где-то там «Газель» заглохла

Вариантов нет, сижу, курю.

Джип разлёгся на подвеске.

Шлю знакомым эсэмэски:

Ждать не стоит, буду к декабрю…

И всё же, и всё же… Вместе с «пробками» мы приобрели и ощущение, что таки дожили до времён, когда автомобиль стал не роскошью, а средством передвижения.

Автор: Юлия Колбенева 
Источник

наверх