На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

"ТВОЙ АВТОДОМ"

3 212 подписчиков

Присадки к моторному маслу: эликсир молодости

Когда лить в двигатель присадки, чтобы получить максимальный эффект? И нужно ли их лить? Все тонкости профилактики и лечения объясняет профессор Александр Шабанов.

Zahod_Prisadki

В материале «Теория чудес» (ЗР, 2015, № 7) мы теоретически обосновали положительный эффект от применения присадок к маслу, которые правильнее называть триботехническими составами. Они действительно способны облегчить жесткие условия работы пар трения двигателя. Реальный эффект обычно скромнее, чем обещано рекламой, но вполне ощутимый.

КАК И КОГДА?

Как лить – понятно: читай инструкцию по применению. Чаще всего совет один: заливай в масляную горловину да поезжай. Нужно лишь рассчитать дозировку в зависимости от объема заливаемого масла. Впрочем, большинство фирм-производителей упростили жизнь потребителю выпуском флакончиков для двигателей разного литража.

Чуть сложнее дело обстоит с трибосоставами, построенными на базе геомодификаторов трения (ГМТ). В этом случае могут потребоваться две или три последовательные обработки. Но если, как говорят, долго мучиться, то… Преимущество этих составов в том, что они долгоиграющие – потом об этой процедуре можно надолго забыть.

А когда надо обрабатывать двигатель? Жизненный путь любого мотора складывается из нескольких стадий: новый, еще не обкатанный; после обкатки и до среднего износа (обычно 70 000– 150 000 км); изношенный, но еще живой; сильно изношенный. Аналогия с человеком полная: от нуля до восемнадцати, от восемнадцати до сорока, от сорока до шестидесяти – и дальше до глубокой старости. Цифры, конечно же, условные: можно и в тридцать загнать себя, и в семьдесят выглядеть орлом. Но мы будем ориентироваться на среднестатистические показатели. 

Так выглядел вкладыш побитого жизнью мотора до его обработки трибосоставом…

Так выглядел вкладыш побитого жизнью мотора до его обработки трибосоставом…

ДЕТСТВО

Это период от автосалона до первого десятка тысяч километров. Всё исправно, но рабочие поверхности узлов трения только формируются: вырабатываются рабочие профили, микрошероховатости на поверхностях деталей в зоне трения постепенно уменьшаются. Дефектов пока нет, отложения и грязь тоже еще не накопились.

Важный момент: применение трибосоставов на начальном этапе жизни автомобиля официально не разрешается – формально это нарушение условий гарантии! Но мы попробуем: все же интересно, чего можно ждать.

Начальная обкатка – очень ответственный этап. От нее зависят в дальнейшем расход топлива и мощность, а особенно – ресурс. Использование специальных трибосоставов на этой стадии жизни автомобиля дает много плюсов. Во‑первых, сам процесс обкатки резко сокращается. Если в обычном варианте окончательное формирование поверхностей трения заканчивается только через 10 000– 15 000 км пробега, то применение трибосоставов выводит мотор на рабочие показатели втрое быстрее. Во‑вторых, значительно раньше снимаются ограничения на нагрузки. В‑третьих, качество поверхностей трения при эксплуатации с трибосоставами существенно лучше, чем после обычной обкатки: меньше средняя шероховатость поверхностей; пятна контакта, то есть зоны непосредственной работы узлов трения, увеличиваются и становятся более стабильными по размеру. Наконец, повышается микротвердость поверхностей трения – залог дополнительной износостойкости и, следовательно, пониженной скорости износа.

После такой обработки возможен рост мощности мотора даже выше паспортных значений. Это говорит о том, что потери на трение в обработанном моторе ниже, чем у нового двигателя, прошедшего обычный цикл обкатки.

 

…а так – после. Дефекты трения полностью не ушли, но изрядно уменьшились.

ЗРЕЛОСТЬ

Наступает после окончания цикла обкатки. На этот период часто попадает кусочек гарантии, да и граница этого возраста весьма условна, поскольку зависит от конструкции мотора и условий его эксплуатации. Для этого периода характерна стабильная работа двигателя: нет проблем ни с пуском, ни с расходом масла на угар, динамика нормальная, расход топлива стабилен и близок к паспортным значениям, компрессия одинаковая по цилиндрам и близкая к номиналу. Износ не заметен, степень загрязненности двигателя невысокая. Дефекты трения уже появились, но они пока незначительны и не сильно влияют на характеристики мотора.

Эффект от обработки двигателя на этом этапе жизни будет почти неощутимым. Он проявится в некотором снижении расхода топлива (в среднем на 3–5%) из-за уменьшения потерь на трение, а также в незначительном улучшении пусковых качеств мотора, заметных в первую очередь при холодном пуске.

 
Так обычно меняется максимальный крутящий момент двигателя при обкатке. Рост определяется скоростью выхода в нормальный режим работы узлов трения – они притираются, прирабатываются, трение в моторе снижается. Использование специальных трибосоставов тут может быть полезно.

Так обычно меняется максимальный крутящий момент двигателя при обкатке. Рост определяется скоростью выхода в нормальный режим работы узлов трения – они притираются, прирабатываются, трение в моторе снижается. Использование специальных трибосоставов тут может быть полезно.

Зачем тогда обрабатывать? Дело в том, что как раз на этом этапе в максимальной степени проявляется профилактическая суть трибообработки узлов трения двигателя. Пусть эффект сейчас не очень заметен – он проявится потом. И выразится в увеличении срока службы двигателя до первой переборки и капитального ремонта. Принцип «лучше профилактика, чем лечение» здесь работает на сто процентов.

Вдобавок улучшение условий работы и повышение износостойкости пар трения дополнительно защищают мотор в опасных ситуациях. Упустили уровень масла, раскололи случайно масляный поддон двигателя, подцепили «масляную чуму» (масло превратилось в гудрон)? У обработанного мотора есть шанс выжить, тогда как двигатель, не отведавший присадки, отправится на капиталку или вовсе на замену. 

Профилограмма рабочей поверхности коренного подшипника, снятого с двигателя после 30‑часового цикла начальной обкатки в обычном варианте.

Профилограмма рабочей поверхности коренного подшипника, снятого с двигателя после 30‑часового цикла начальной обкатки в обычном варианте.

УЖЕ НЕ ТОТ

В ранней старости начинают проявляться болезни мотора. Постепенно теряют работоспособность подшипники, накапливаются и усиливаются дефекты трения. Мотор становится явно грязнее. Растут зазоры между поршнем и цилиндром, вместе с ними увеличивается давление картерных газов. Падает мощность, растет расход топлива, двигатель потряхивает на минимальных оборотах холостого хода, затруднен пуск. Но явных механических повреждений еще нет.

В этот период триботехнические составы используют как средство ремонта без разборки. Однако ожидать чудес не следует. Эффект достигается благодаря очистке мотора от шламов и отложений: подравняется и подрастет компрессия, частично восстановятся мощность и расход топлива, увеличится давление масла.

Любопытно, что трибосоставы иногда выполняют диагностические функции. Например, кратковременное резкое увеличение расхода масла и дымности отработавших газов после обработки пожилого двигателя – нормальное явление. При этом уходят отложения с боковых поверхностей поршней, которые частично компенсировали рост зазоров из-за износа. Через тысячу-другую километров поверхности притрутся и мотор перестанет есть масло. Не перестал? Значит, поршневая группа требует серьезного ремонта.

Обработка на этом этапе способна оттянуть капитальный ремонт мотора. Насколько – зависит от состояния двигателя до обработки. 

А это – после аналогичного цикла обкатки, но с трибосоставом на базе геомодификаторов трения. Высота шероховатостей поверхности резко снизилась.

А это – после аналогичного цикла обкатки, но с трибосоставом на базе геомодификаторов трения. Высота шероховатостей поверхности резко снизилась.

ЗАКАТ

Финишное состояние мотора – накануне капиталки. Поверхности трения покрыты сеточкой старческих морщин, зазоры неприлично большие, расход масла приближается к расходу топлива, сизый дым из трубы пугает прохожих. Зимой мотор не хочет пускаться, работает тяжело, компрессия низкая и различается по цилиндрам.

На этом этапе многие задумываются: можно ли вместо дорогой и долгой капиталки (кстати, даже хирургическое вмешательство не гарантирует полного восстановления былой прыти мотора) плеснуть в бак чудодейственного зелья? Увы, никакая автохимия не восстановит полностью убитый мотор! В лучшем случае пара-тройка бутылок металлоплакирующих препаратов, влитых в агрегат, омолодит двигатель на несколько сотен километров. Но потом его состояние резко ухудшится, мотор может даже заклинить.

КАЖДОМУ СВОЕ

Применение трибосоставов дает определенный эффект при любой степени износа мотора. Либо сразу – в виде роста мощности и снижения расхода топлива, либо опосредованно, со временем. При этом лучше использовать их не как средство лечения больного двигателя (эффект от такой терапии может быть и отрицательным), а для профилактики, чтобы облегчить мотору жизнь.

Но очевидно и другое. Использование трибосоставов – это целая технология, требующая понимания того, как работают препараты и в каком состоянии находится двигатель. То есть перед обработкой уже послужившего мотора нужна точная диагностика. Как диагностировать, а потом и интерпретировать результаты – тема следующих статей этого цикла.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх